Страницы

"Культура и внешний лоск — совершенно разные вещи". / Ральф Эмерсон /

11 класс - задание на 30.03.20

30.03.2020             11- класс

Тема: Многообразием стилей и направлений в изобразительном искусстве 20 века.

Хорошего Вам дня, ребята!

Мы с вами продолжим изучение художественной культуры XX столетия. И сегодня, перед вами, я ставлю следующие задачи:
1) познакомиться с многообразием стилей и направлений в изобразительном искусстве 20 века;
2) написать реферат об одном из  художественных направлений, сформировавшихся в  изобразительном искусстве 20 века ( выяснить, кто из художников являлся представителем данного направления,  найти примеры творчества художников по учебнику и дополнительной литературе,  подготовить описание одного произведения искусства по найденной иллюстрации, доказывая принадлежность этой работы к данному направлению в искусстве, используя для этого известные характерные черты из определения).

Художественная культура XX столетия — одна из самых сложных для исследования в истории всей мировой культуры. В 20 веке искусство приобретает совершенно особый характер, обусловленный глубочайшими переворотами в политической, экономической и общественной жизни целого ряда стран. Войны и революции начала века решительно изменили соотношение сил на мировой арене, создали новые рубежи в истории человечества. Сложность характеристики творческих процессов XX века состоит еще и в том, что именно это столетие дало жизнь множеству разных художественных направлений, подчас прямо противоположных. Все это обусловило переход мирового, «западного» искусства в новое качество, объединяемое понятием «модернизм».
Модернизм (от франц. moderne современный), в искусстве совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн (с ними мы уже познакомились на предыдущих уроках). Другими направлениями были  фовизм, футуризм, экспрессионизм, кубизм, абстракционизм, дадаизм,  сюрреализм (с которыми мы познакомимся подробней).       
 Знаменательной вехой в истории нового стиля модерн (modernus, moderne – новый, современный) стало открытие в Париже в 1895 г. магазина-салона современного искусства с символическим названием «L’Art Nouveau» («новое искусство»). Действительно, это искусство существенным образом отличается от всех предыдущих  исторических стилей.
 Цели и устремления модернизма: Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна (на базе которых непосредственно возник функционализм современного зодчества).       
 Абстракционизм (беспредметное искусство) — художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира, служит своей целью дать свободу неосознанному и хаотичному. В основе их метода рисования лежало стремление к «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича. 
В.Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, на основе экспрессивномго сочетания красочных пятен и ломаных линий («Импровизации №26»). Картины Пита Мондриана, представляют собой сочетания прямоугольников и линий, являются примером наиболее строгой, бескомпромиссной геометрической абстракции в современной живописи. («Композиция IIс красным и синим»). Малевич выступает как основоположник супрематизма(геометрические абстракции). История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию.
Футуризм (от латинского “футурум” - “будущее”) особого модернистского течения в европейском искусстве 1910-1920-х годов. В своем стремлении создать “искусство будущего”, футуристы встали в позу отрицания традиционной культуры с ее нравственными и художественными ценностями. Ими был провозглашен культ машинной урбанизированной цивилизации – больших мегаполисов, высоких скоростей, движения, силы и энергии. Футуризм имеет некоторые родственные черты с кубизмом и экспрессионизмом. Используя пересечения, сдвиги, наезды и наплывы форм художники пытались выразить дробящуюся множественость впечатлений современного им человека, городского жителя. Концепция человека у западноевропейских футуристов: В футуристическом манифесте «Искусство механизмов» говорится о двух ипостасях идеала нового человека. Это либо человек — робот, функционер, безликий винтик в механизме окружающего его мира и общества, либо личность, воплощающая идею сверхчеловека.
Футуризм зародился в Италии. Лидером и идеологом движения был литератор Филиппо Маринетти, скульптор и живописец Уго Боччони, живописцы Карло Карра, Джино Северини, Джакомо Балла.
Кyбизм — (фpaнц. cubisme, oт cube — кyб) нaпpaвлeниe в иcкyccтвe пepвoй чeтвepти XX вeкa. Плacтичecкий язык кyбизмa ocнoвывaлcя нa дeфopмaции и paзлoжeнии пpeдмeтoв нa гeoмeтpичecкиe плocкocти, плacтичecкoм cдвигe фopмы. Cпeцифичecким вapиaнтoм интepпpeтaции кyбизмa нa pyccкoй пoчвe cтaл кyбoфyтypизм.  Художники: Пикассо Пабло, Жорж Брак, Фернан Леже Робер Делоне, Хуан Грис, Глез Метценже.
Пуризм — (франц. purisme, от лат. purus — чистый) течение во французской живописи конца 1910—20-х гг. Отвергая декоративные тенденции кубизма и других авангардистских течений 1910-х гг., принятую ими деформацию натуры, пуристы стремились к рационалистически упорядоченной передаче устойчивых и лаконичных предметных форм, как бы «очищенных» от деталей, к изображению «первичных» элементов. Для работ пуристов характерны плоскостность, плавная ритмика лёгких силуэтов и контуров однотипных предметов (кувшинов, стаканов и т. п.). Основные представители — художник А. Озанфаном и архитектор Ш. Э. Жаннере (Ле Корбюзье).
Сурреализм — космополитичное течение в литературе, живописи и кинематографе, возникшее в 1924 году во Франции. Основное понятие сюрреализма, сюрреальность — совмещение сна и реальности. Для этого сюрреалисты предлагали абсурдное, противоречивое сочетание натуралистических образов . Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.
Фовизм (от фр. fauve – дикий) – название течения во французской живописи 1905-1907гг., которое представлялиА.Матисс, А.Марке, А.Дерен, Р.Дюфи, Ж.Руо, М.Вламинк.Художественной манере фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета, интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема.
Экспрессионизм (от фр. expression — выразительность) — модернистское течение в западноевропейском искусстве, главным образом в Германии, первой трети 20 века, сложившееся в определенный исторический период — в преддверие первой мировой войны. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. Экспрессионистам свойственных тяготение к мистике и пессимизм. Художественные приемы, характерные для экспрессионизма: отказ от иллюзорного пространства, стремление к плоскостной трактовке предметов, деформация предметов, любовь к резким красочным диссонансам. Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Эрнст Людвиг Кирхнер, Э. Мунк, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф.
Русский авангард 1910-хгодов представляет довольно сложную картину. Он характерен стремительной сменой стилей и направлений, изобилием групп и объединений художников, каждое из которых провозглашало свою концепцию творчества. Кандинский В.В., Ларионов М.Ф., Малевич К.С., Филонов П.Н., Татлин В.Е.
Кубофутуризм Локальное направление в русском авангарде (в живописи и в поэзии) начала XX в. В изобразительном искусстве кубофутуризма возник на основе переосмысления живописных находок, кубизма, футуризма, русского неопримитивизма. К. Малевича, Гончаровой, Бурлюком. 
Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, Возникший как антитеза модернизму. Постмодернизм (постмодерн, поставангард) (от лат. post «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда. 
Цели и устремления: Отвергнув возможность утопического преобразования жизни с помощью искусства, представители постмодернизма приняли бытие таким, как оно есть и, сделав искусство предельно открытым, наполнили его не имитациями или деформациями жизни, но фрагментами реального жизненного процесса.
Абстрактный экспрессионизм Реди-Мейд ПопАрт Примитивизм Нет-Арт Оптическое Граффити Гиперреализм Ленд-Арт Минимализм
Абстрактный экспрессионизм послевоенный (кон. 40-х — 50-е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. В 1929 г американец Барр применил его для характеристики ранних работ Кандинского, а в 1947 г. назвал «абстрактно-экспрессионистскими» работы Виллема де Кунинга и Поллока. Прямыми родоначальниками абстрактного экспрессионизма считаются ранний Кандинский, экспрессионисты, орфисты, отчасти дадаисты и сюрреалисты с их принципом психического автоматизма. Экспрессивный метод покраски здесь часто имеет такое же значение, как саморисование. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.
Реди-мейд (англ. ready-made — готовый) Термин впервые введенный в искусствоведческий лексикон художником Марселем Дюшаном для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы утилитарного обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства. 
Поп-а́рт (англ. pop-art, сокращение от popular art) — направление в изобразительном искусстве 1950—1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления. Международную известность американскому поп-арту принесли такие художники как Роберт Раушенберг, Рой Лихтенштейн, Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист, Том Вессельман,Клас Олденбург, Энди Уорхол.
Примитивизм, так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой.
Нет-арт (Net Art — от англ. net — сеть, art — искусство) Новейший вид искусства, современных арт-практик, развивающийся в компьютерных сетях, в частности, в сети Интернет.
ОП-АРТ)— художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур. В. Вазарели
ГИПЕРРЕАЛИЗМ (hyperrealism — англ.), или фотореализм (photorealism — англ.) — худож. течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографии, воспроизведении действительности.
Лэнд-арт (от англ. land art — земляное искусство), направление в изоискусстве последней трети XX в., основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Художники прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций обычно безлюдные места. Джеймсом Труеллом, Дэвид Тремлетт.
МИНИМАЛИЗМ (minimal art — англ.: минимальное искусство) — худож. течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм. К. Андре, М. Бочнер, У. Де Ма-риа, Д. Флэвин. С. Ле Витт, Р. Мэнголд, Б. Мэрден, Р. Моррис, Р. Раймэн.
Мы рассмотрели с вами основные сформировавшиеся в  изобразительном искусстве 20 века течения и выявили их главные особенности. А сейчас давайте попытаемся определить, что общего между всеми направлениями.
Вывод: Для модернизма характерны стремления уйти от реальной жизни,
ограничить себя только рамками творческой деятельности  (теория « чистого искусства»). Убежденность в том, что искусство существует для творческих личностей, но не для широких масс. Главное для художника – это не содержание его произведения, а поиск новых способов и средств его создания.
Французский писатель Э. Золя писал о сторонниках модернизма: « Они
обливали презрением все, что не имело отношения к искусству: презирали деньги,
презирали общество и, в особенности, презирали политику. Они были ослеплены
сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками».
Творения многих представителей модернизма ныне признаются мировыми шедеврами, которые вошли в сокровищницу мировой художественной культуры.
www.um.paintig.ru.yandex.ru/images/search?text=модернизм

Сайты

www.picasso-pablo.ru 
www.muzei-mira.com 
www.artpustergallery.ru/catalog/
www.artcontext.into 
www.art.iso.ru./wiki/idex.php/ 


Комментариев нет:

Отправить комментарий