«Давайте наш урок начнём с улыбки.
Ведь улыбка – вещь бесплатная, простая и понятная,
Смешная и приятная, доступная для всех.
Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся,
И силой наполняемся, дарующей успех».
Мы продолжаем изучение художественной культуры эпохи Возрождения. Начнем знакомство с титанами эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти.
И сегодня познакомимся с творчеством выдающегося гения эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи.
"Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам." /Марсилио Фичино/
Записываем в тетрадь: Художественный мир Леонардо да Винчи.
«Благовещение» (около 1474, картина; Галерея Уффици, Флоренция)
«Мадонна с цветком» (картина, Мюнхенский музей)
«Мадонна Литта» (картина, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«Мадонна Бенуа» (около 1478, картина; Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«Дама с горностаем» (1484; портрет Цецилии - возлюбленной Лодовико Сфорцо)
«Джоконда» (портрет Моны Лизы, около 1503, Лувр, Париж)
"Автопортрет" (около 1510-1513, сангина)
«Иоанн Креститель» (около 1513-1517, Лувр, Париж)
Хронология жизни.
1452 15 апреля в Тоскане появился на свет незаконнорожденный сын нотариуса и местной крестьянки Катерины.
1467 В возрасте 15 лет поступает подмастерьем к знаменитому флорентийскому живописцу и скульптору Андреа дель Верроккио.
1472 Получает звание мастера живописи и пишет свою первую картину - "Благовещение".
1481 Первый большой заказ Леонардо - алтарный образ "Поклонение волхвов" для монастыря, находящегося в окрестностях Флоренции.
1482 Переезжает из Флоренции в Милан.
1495 Герцог Лодовико Сфорца, правитель Милана, заказывает Леонардо фреску "Тайная вечеря" для монастыря Санта-Мария делле Грацие.
1499 Вторгшиеся в Милан французы свергают Сфорца, и Леонардо возвращается во Флоренцию.
1503 Начинает работу над портретом ("Мона Лиза"), который станет одной из самых знаменитых картин в истории живописи.
1506 Вновь переезжает в Милан.
1513 Обстановка в Милане обостряется, и Леонардо направляется в Рим, надеясь получить работу при папском дворе.
1516 Не получив заказов от папы, принимает предложение короля Франции Франциска I и переезжает во Францию, где проводит последние годы своей жизни.
1519 Умирает 2 мая, в возрасте 67 лет, в усадьбе Клу, неподалеку от королевского замка Амбуаз в долине Луары.
Воплощением ренессансного идеала совершенства, красоты, одухотворенности стала Мадонна. Слово "Мадонна" в переводе означает - "Моя госпожа". Перед вами картины: "Мадонна Бенуа", "Мадонна Лита", "Мадонна с гранатом", "Мадонна", "Мадонна в скалах", "Мадонна с гвоздикой", "Благовещение".
https://youtu.be/9-p7W1zsuvI
"Мадонна с цветком", или "Мадонна Бенуа", была написана Леонардо да Винчи около 1478 г. во Флоренции. Это небольшая картина скромного камерного плана. Художник берет тему, много раз разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками. Уже они в образе мадонны видели не олицетворение небесных сил, а поэтическое воплощение женственности и материнства. Но художники XV в. еще чего-то недоговаривали в своих произведениях, их мадонны казались скованными в движениях и чувствах, сохраняли в своем облике остатки условности.
Вторая картина Леонардо да Винчи, хранящаяся в Эрмитаже,- "Мадонна Литта" - закончена несколькими годами позже. На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение.
Битва при Ангиари
В 1508 году Леонардо попросили написать большую фреску для Палаццо Веккио во Флоренции - на сюжет состоявшейся в 1440 году битвы при Ангиари, в ходе которой Флоренция нанесла поражение Милану. В 1504 году Микеланджело получил аналогичный заказ на фреску "Битва при Кашине", посвященную победе флорентийцев над пизанцами в 1364 году. Начавшееся соревнование двух титанов Возрождения, в конечном счете, не состоялось. Леонардо вновь решил применить экспериментальную технику, но его краски не легли на грунт, и в 1506 году он бросил эту работу. Микеланджело, приглашенный в 1505 году в Рим папой Юлием, также прекратил работу. К счастью, сохранились копии рисунков как Леонардо, так и Микеланджело.
Тайная вечеря.
Леонардо да Винчи выбрал для изображения момент после роковых слов Иисуса: "Один из вас предаст меня". Вместо религиозного таинства художник передал драму человеческих чувств, психологическое состояние каждого апостола, пораженного словами Учителя в самое сердце. Леонардо был первым художником, который смог передать эмоции героев библейского сюжета: недоумение, растерянность, возмущение, испуг. Услышав слова Христа, апостолы спрашивают «Не я ли, Господи?» Зритель становится наблюдателем этой трагичной сцены. На картине Леонардо легко отличить Иуду среди остальных учеников. Все ученики устремляются к центральной фигуре Иисуса Христа. Только Иуда испуганно отпрянул назад. Его темный профиль на светлом фоне символически указывает на нечистую совесть. Христос произнес, что Его предаст тот, кто обмакнет хлеб в блюдо вместе с Ним. На картине Леонардо только рука Иуды тянется к блюду. Другие апостолы - эмоционально жестикулируют, обсуждая грядущее предательство. Ценители искусства назвали работу Леонардо «гениальным синтезом всех искусств и всех наук, в которой душа Ломбардии и Италии чувствует отзвук своего величия и своих бедствий».
Работа над фреской заняла около трех лет (предположительно 1495-1498), Леонардо, занятый размышлениями и экспериментами, часто мог отложить живопись на несколько дней, обдумывая новые идеи для своего творения.
Потомки на протяжении 300 лет пытались восстановить картину, но только ухудшали ситуацию.
Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие сильно пострадал во Вторую мировую войну, все стены здания подверглись сильно повреждены, нетронутой осталась только стена с фреской Леонардо.
Основная реставрация «Тайной Вечери» началась в 1970-е годы и длилась более 20 лет, реставрационные работы были завершены в 1999 году.
К произведению Леонардо всегда был повышенный интерес, в наши дни творчество художника трактуется весьма своеобразно. Чего только не придумают, чтобы показать «сакральное послание» Леонардо потомкам: и круги с треугольниками, и прочие тайные знаки. В Италии ценители искусства не поддерживают эти глумления над классикой.
https://lenarudenko.livejournal.com/320213.html
Технические чертежи.
Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто изображали механизмы, совершенно немыслимые для того времени - например, что-то вроде экскаватора. Художник мечтал построить летательный аппарат, но мечта его была невыполнима за отсутствием достаточно мощных двигателей. Некоторые проекты Леонардо довольно забавны. Так, он придумал будильник с очень оригинальным принципом действия. Суть его в том, что вода постепенно собирается в сосуд, а когда тот окажется переполненным, начинает выливаться на ноги спящего. И спящий, по словам самого Леонардо, "немедленно проснется, чтобы приступить к делам". Лишь очень немногие изобретения ему удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты устройств, для различных праздников, но эти приспособления были настолько недолговечными, что от них, разумеется, не осталось и следа.
Открытия в медицине
• Поперечное сечение черепа
• Плод в чреве матери
• Описание клапана правого желудочка сердца
• Стеклянные модели органов
• Атеросклероз
• Очки
Кроме того, к открытиям Леонардо да Винчи относятся открытия в ботанике:
• Законы филлотаксии (расположение листьев на стебле)
• Законы гелиотропизма и геотропизма (влияние солнца и гравитации на растения)
• Определение возраста растений (по структуре стебля); возраст деревьев (по годовым кольцам) и геологии:
• Карта Северной Италии
• Объяснение морских отложений, найденных в горах Италии
Открытия в физике
• Инструмент для измерения интенсивности света
• Закон инерции (позднее 1 закон Ньютона)
А также:
Механическая пила; механическая колесница; машина для пробивания отверстий в заготовках и чеканки монет; конструирование каналов, шлюзов, плотин; землечерпалка; домкрат; подъемный кран; насос с центрифугой; шлифовальная машина; масляная лампа; цепная передача; прядильный станок; летательная машина; парашют; спасательный круг; будильник; водоходы.
Среди его рукописей сохранились притчи.
Сказка-притча "Орешник и Вяз" рассказывается о самодовольном Орешнике, который был горд своим урожаем и потому с пренебрежением относился к своему соседу и был готов сжить его со света. Но случилась беда: мимо проходили солдаты, они сорвали спелые орехи, поломав при этом ветви. А Вяз, вместо того чтобы радоваться, посочувствовал присмиревшему Орешнику. После чего тот еще долго сокрушался и залечивал раны, а добрый Вяз продолжал разрастаться.
"Бритва" Леонардо да Винчи рассказывает о бритве, которой не было равных ни в красоте, ни в мастерстве, но вот она предается самолюбованию, с гордостью говоря о своей красоте и способностях, и уходит от заботливого цирюльника, который ее холил и лелеял, заботился и содержал в порядке. Посчитав, что ей не место в "какой-то цирюльне", она уходит на мир поглядеть, да себя показать. Но прошло время, и беглянка обнаружила, что её когда-то нежное, начищенное до блеска лезвие из-за дождей и отсутствия ухода, но главное из-за того, что она, больше не трудилась, покрылась ржавчиной и не отражала больше солнечных лучей, как когда-то, она никому не была нужна:
Осознав свою ошибку, Бритва принялась горько плакать и сожалеть о том, что поддалась соблазну. Но было уже поздно!
В конце текста автор открыто поучает: "Та же участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но не развивает и не совершенствует свои способности, а чрезмерно возносится и предается самолюбованию".
И ведь действительно, это так: самонадеянная Бритва желала невозможного и не понимала, что лучше, чем у брадобрея, ей не будет нигде. А она пренебрегла своим предназначением служить людям, приносить радость и им и себе, а отдалась в руки губительному самолюбованию, от которого нет никакой пользы. Наоборот, она принесла вред только себе.
То же в жизни происходит и с талантливыми людьми, которые чрезмерно возносятся, считая, что они достигли вершины совершенства, останавливаются в своем развитии, и как следствие этого гибнут.
"Камень и дорога". В ней рассказывается о камне, который, оставшись в одиночестве после гибели веселого соседа-ручейка, покинул свое родное, спокойное, привычное место на вершине холма, решив, что от трав и цветов "проку нет, разумнее жить бок о бок с собратьями на дороге, где жизнь бьет ключом". Скатившись вниз, он оказался в дорожной толчее, где его грубо отталкивали в сторону, топтали, пачкали коровьим пометом. И камню оставалось только мечтать о возвращении назад. Куда девалась его былая красота? Теперь он мечтал о былом покое, и даже одиночество было ему желанно, но это было уже невозможно! Автор подводит нас к мудрости, известной пословицы: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем".
Загадки Леонардо да Винчи.
В литературе Ренессанса появляется жанр загадок-пророчеств, которые использовал Леонардо да Винчи для развлечения двора Людовико Моро.
Например:
1. Вещь, которая тем больше будет расти, чем больше у нее будут отнимать (яма)
2. Можно будет увидеть формы и фигуры людей и животных, которые будут следовать за этими животными и людьми, куда они ни побегут (тени)
3. Люди будут ходит и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет; будут слышать того, кто не говорит (сон)
4. Человеческий род дойдет до того, что один не будет понимать речи другого (т.е. немец - турка)
5. Будет великое множество тех, кто, забыв о своем бытие и имени, будут лежать на останках других мертвецов (сон на птичьих перьях).
Пять секретов Леонардо да Винчи.
1. Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них “дозреет”. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки.
2. Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию.
3. Леонардо любил использовать правило контрапоста — противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.
4. Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность — обязательное качество жизни. Окончить — значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений — незавершены.
5. Силы его неисчерпаемы, а творческий гений не имеет себе равных!.
https://youtu.be/BIErFMlyZUg
https://nakopeike.ru/legenda-o-shhite-leonardo/
Задание:
Выполнить анализ картины "Джоконда" (Мона Лиза)
Составить рассказ на тему: "Что я знаю о картине "Джоконда"
Из предложенного ряда выберите характеристики, которые соответствуют вашему представлению о Леонардо да Винчи. Обоснуйте выбор примерами.
Учёный – исследователь
Изобретатель
Музыкант
Скульптор
Живописец
Архитектор
«Шоумен»
Ведь улыбка – вещь бесплатная, простая и понятная,
Смешная и приятная, доступная для всех.
Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся,
И силой наполняемся, дарующей успех».
Мы продолжаем изучение художественной культуры эпохи Возрождения. Начнем знакомство с титанами эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти.
И сегодня познакомимся с творчеством выдающегося гения эпохи Ренессанса Леонардо да Винчи.
"Это, несомненно, золотой век, который вернул свет свободным искусствам." /Марсилио Фичино/
Записываем в тетрадь: Художественный мир Леонардо да Винчи.
Главные творения.
«Мадонна с цветком» (картина, Мюнхенский музей)
«Мадонна Литта» (картина, Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«Мадонна Бенуа» (около 1478, картина; Эрмитаж, Санкт-Петербург)
«Дама с горностаем» (1484; портрет Цецилии - возлюбленной Лодовико Сфорцо)
«Джоконда» (портрет Моны Лизы, около 1503, Лувр, Париж)
"Автопортрет" (около 1510-1513, сангина)
«Иоанн Креститель» (около 1513-1517, Лувр, Париж)
Хронология жизни.
1452 15 апреля в Тоскане появился на свет незаконнорожденный сын нотариуса и местной крестьянки Катерины.
1467 В возрасте 15 лет поступает подмастерьем к знаменитому флорентийскому живописцу и скульптору Андреа дель Верроккио.
1472 Получает звание мастера живописи и пишет свою первую картину - "Благовещение".
1481 Первый большой заказ Леонардо - алтарный образ "Поклонение волхвов" для монастыря, находящегося в окрестностях Флоренции.
1482 Переезжает из Флоренции в Милан.
1495 Герцог Лодовико Сфорца, правитель Милана, заказывает Леонардо фреску "Тайная вечеря" для монастыря Санта-Мария делле Грацие.
1499 Вторгшиеся в Милан французы свергают Сфорца, и Леонардо возвращается во Флоренцию.
1503 Начинает работу над портретом ("Мона Лиза"), который станет одной из самых знаменитых картин в истории живописи.
1506 Вновь переезжает в Милан.
1513 Обстановка в Милане обостряется, и Леонардо направляется в Рим, надеясь получить работу при папском дворе.
1516 Не получив заказов от папы, принимает предложение короля Франции Франциска I и переезжает во Францию, где проводит последние годы своей жизни.
1519 Умирает 2 мая, в возрасте 67 лет, в усадьбе Клу, неподалеку от королевского замка Амбуаз в долине Луары.
Воплощением ренессансного идеала совершенства, красоты, одухотворенности стала Мадонна. Слово "Мадонна" в переводе означает - "Моя госпожа". Перед вами картины: "Мадонна Бенуа", "Мадонна Лита", "Мадонна с гранатом", "Мадонна", "Мадонна в скалах", "Мадонна с гвоздикой", "Благовещение".
https://youtu.be/9-p7W1zsuvI
"Мадонна с цветком", или "Мадонна Бенуа", была написана Леонардо да Винчи около 1478 г. во Флоренции. Это небольшая картина скромного камерного плана. Художник берет тему, много раз разрабатывавшуюся его предшественниками и современниками. Уже они в образе мадонны видели не олицетворение небесных сил, а поэтическое воплощение женственности и материнства. Но художники XV в. еще чего-то недоговаривали в своих произведениях, их мадонны казались скованными в движениях и чувствах, сохраняли в своем облике остатки условности.
Вторая картина Леонардо да Винчи, хранящаяся в Эрмитаже,- "Мадонна Литта" - закончена несколькими годами позже. На этот раз художник избрал более строгий тип лица мадонны, выдержал картину в другой красочной гамме, даже обратился снова к технике темперы, внеся в нее, впрочем, ряд новых приемов (Леонардо постоянно проводил всевозможные эксперименты). Но основной смысл, идейное содержание произведения то же, что и раньше: та же человечность, та же любовь к подлинным, живым чувствам людей пронизывает все произведение.
Битва при Ангиари
В 1508 году Леонардо попросили написать большую фреску для Палаццо Веккио во Флоренции - на сюжет состоявшейся в 1440 году битвы при Ангиари, в ходе которой Флоренция нанесла поражение Милану. В 1504 году Микеланджело получил аналогичный заказ на фреску "Битва при Кашине", посвященную победе флорентийцев над пизанцами в 1364 году. Начавшееся соревнование двух титанов Возрождения, в конечном счете, не состоялось. Леонардо вновь решил применить экспериментальную технику, но его краски не легли на грунт, и в 1506 году он бросил эту работу. Микеланджело, приглашенный в 1505 году в Рим папой Юлием, также прекратил работу. К счастью, сохранились копии рисунков как Леонардо, так и Микеланджело.
Тайная вечеря.
Леонардо да Винчи выбрал для изображения момент после роковых слов Иисуса: "Один из вас предаст меня". Вместо религиозного таинства художник передал драму человеческих чувств, психологическое состояние каждого апостола, пораженного словами Учителя в самое сердце. Леонардо был первым художником, который смог передать эмоции героев библейского сюжета: недоумение, растерянность, возмущение, испуг. Услышав слова Христа, апостолы спрашивают «Не я ли, Господи?» Зритель становится наблюдателем этой трагичной сцены. На картине Леонардо легко отличить Иуду среди остальных учеников. Все ученики устремляются к центральной фигуре Иисуса Христа. Только Иуда испуганно отпрянул назад. Его темный профиль на светлом фоне символически указывает на нечистую совесть. Христос произнес, что Его предаст тот, кто обмакнет хлеб в блюдо вместе с Ним. На картине Леонардо только рука Иуды тянется к блюду. Другие апостолы - эмоционально жестикулируют, обсуждая грядущее предательство. Ценители искусства назвали работу Леонардо «гениальным синтезом всех искусств и всех наук, в которой душа Ломбардии и Италии чувствует отзвук своего величия и своих бедствий».
Работа над фреской заняла около трех лет (предположительно 1495-1498), Леонардо, занятый размышлениями и экспериментами, часто мог отложить живопись на несколько дней, обдумывая новые идеи для своего творения.
Потомки на протяжении 300 лет пытались восстановить картину, но только ухудшали ситуацию.
Монастырь Санта-Мария-делле-Грацие сильно пострадал во Вторую мировую войну, все стены здания подверглись сильно повреждены, нетронутой осталась только стена с фреской Леонардо.
Основная реставрация «Тайной Вечери» началась в 1970-е годы и длилась более 20 лет, реставрационные работы были завершены в 1999 году.
К произведению Леонардо всегда был повышенный интерес, в наши дни творчество художника трактуется весьма своеобразно. Чего только не придумают, чтобы показать «сакральное послание» Леонардо потомкам: и круги с треугольниками, и прочие тайные знаки. В Италии ценители искусства не поддерживают эти глумления над классикой.
https://lenarudenko.livejournal.com/320213.html
Технические чертежи.
Изобретательность Леонардо не знала границ, и потому его рисунки часто изображали механизмы, совершенно немыслимые для того времени - например, что-то вроде экскаватора. Художник мечтал построить летательный аппарат, но мечта его была невыполнима за отсутствием достаточно мощных двигателей. Некоторые проекты Леонардо довольно забавны. Так, он придумал будильник с очень оригинальным принципом действия. Суть его в том, что вода постепенно собирается в сосуд, а когда тот окажется переполненным, начинает выливаться на ноги спящего. И спящий, по словам самого Леонардо, "немедленно проснется, чтобы приступить к делам". Лишь очень немногие изобретения ему удалось реализовать на практике. В основном к ним относятся проекты устройств, для различных праздников, но эти приспособления были настолько недолговечными, что от них, разумеется, не осталось и следа.
Открытия в медицине
• Поперечное сечение черепа
• Плод в чреве матери
• Описание клапана правого желудочка сердца
• Стеклянные модели органов
• Атеросклероз
• Очки
Кроме того, к открытиям Леонардо да Винчи относятся открытия в ботанике:
• Законы филлотаксии (расположение листьев на стебле)
• Законы гелиотропизма и геотропизма (влияние солнца и гравитации на растения)
• Определение возраста растений (по структуре стебля); возраст деревьев (по годовым кольцам) и геологии:
• Карта Северной Италии
• Объяснение морских отложений, найденных в горах Италии
Открытия в физике
• Инструмент для измерения интенсивности света
• Закон инерции (позднее 1 закон Ньютона)
А также:
Механическая пила; механическая колесница; машина для пробивания отверстий в заготовках и чеканки монет; конструирование каналов, шлюзов, плотин; землечерпалка; домкрат; подъемный кран; насос с центрифугой; шлифовальная машина; масляная лампа; цепная передача; прядильный станок; летательная машина; парашют; спасательный круг; будильник; водоходы.
Среди его рукописей сохранились притчи.
Сказка-притча "Орешник и Вяз" рассказывается о самодовольном Орешнике, который был горд своим урожаем и потому с пренебрежением относился к своему соседу и был готов сжить его со света. Но случилась беда: мимо проходили солдаты, они сорвали спелые орехи, поломав при этом ветви. А Вяз, вместо того чтобы радоваться, посочувствовал присмиревшему Орешнику. После чего тот еще долго сокрушался и залечивал раны, а добрый Вяз продолжал разрастаться.
"Бритва" Леонардо да Винчи рассказывает о бритве, которой не было равных ни в красоте, ни в мастерстве, но вот она предается самолюбованию, с гордостью говоря о своей красоте и способностях, и уходит от заботливого цирюльника, который ее холил и лелеял, заботился и содержал в порядке. Посчитав, что ей не место в "какой-то цирюльне", она уходит на мир поглядеть, да себя показать. Но прошло время, и беглянка обнаружила, что её когда-то нежное, начищенное до блеска лезвие из-за дождей и отсутствия ухода, но главное из-за того, что она, больше не трудилась, покрылась ржавчиной и не отражала больше солнечных лучей, как когда-то, она никому не была нужна:
Осознав свою ошибку, Бритва принялась горько плакать и сожалеть о том, что поддалась соблазну. Но было уже поздно!
В конце текста автор открыто поучает: "Та же участь ожидает всякого, кто наделен талантом, но не развивает и не совершенствует свои способности, а чрезмерно возносится и предается самолюбованию".
И ведь действительно, это так: самонадеянная Бритва желала невозможного и не понимала, что лучше, чем у брадобрея, ей не будет нигде. А она пренебрегла своим предназначением служить людям, приносить радость и им и себе, а отдалась в руки губительному самолюбованию, от которого нет никакой пользы. Наоборот, она принесла вред только себе.
То же в жизни происходит и с талантливыми людьми, которые чрезмерно возносятся, считая, что они достигли вершины совершенства, останавливаются в своем развитии, и как следствие этого гибнут.
"Камень и дорога". В ней рассказывается о камне, который, оставшись в одиночестве после гибели веселого соседа-ручейка, покинул свое родное, спокойное, привычное место на вершине холма, решив, что от трав и цветов "проку нет, разумнее жить бок о бок с собратьями на дороге, где жизнь бьет ключом". Скатившись вниз, он оказался в дорожной толчее, где его грубо отталкивали в сторону, топтали, пачкали коровьим пометом. И камню оставалось только мечтать о возвращении назад. Куда девалась его былая красота? Теперь он мечтал о былом покое, и даже одиночество было ему желанно, но это было уже невозможно! Автор подводит нас к мудрости, известной пословицы: "Что имеем - не храним, потерявши - плачем".
Загадки Леонардо да Винчи.
В литературе Ренессанса появляется жанр загадок-пророчеств, которые использовал Леонардо да Винчи для развлечения двора Людовико Моро.
Например:
1. Вещь, которая тем больше будет расти, чем больше у нее будут отнимать (яма)
2. Можно будет увидеть формы и фигуры людей и животных, которые будут следовать за этими животными и людьми, куда они ни побегут (тени)
3. Люди будут ходит и не будут двигаться; будут говорить с тем, кого нет; будут слышать того, кто не говорит (сон)
4. Человеческий род дойдет до того, что один не будет понимать речи другого (т.е. немец - турка)
5. Будет великое множество тех, кто, забыв о своем бытие и имени, будут лежать на останках других мертвецов (сон на птичьих перьях).
Пять секретов Леонардо да Винчи.
1. Леонардо многое шифровал, чтобы его идеи раскрывались постепенно, по мере того, как человечество до них “дозреет”. Он говорил загадками, сыпал метафорическими пророчествами, обожал составлять ребусы. Леонардо не подписывал своих произведений, но на них есть опознавательные знаки.
2. Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию.
3. Леонардо любил использовать правило контрапоста — противопоставления противоположностей. Контрапост создает движение. Делая скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, художник расположил ноги скакуна в контрапосте, что создавало иллюзию особого свободного хода. Все, кто видел статую, невольно меняли свою походку на более раскованную.
4. Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность — обязательное качество жизни. Окончить — значит убить! Медлительность творца была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, например, благоустраивать долины Ломбардии или создавать аппарат для ходьбы по воде. Почти каждое из его значительных произведений — незавершены.
5. Силы его неисчерпаемы, а творческий гений не имеет себе равных!.
https://youtu.be/BIErFMlyZUg
https://nakopeike.ru/legenda-o-shhite-leonardo/
Задание:
Выполнить анализ картины "Джоконда" (Мона Лиза)
Составить рассказ на тему: "Что я знаю о картине "Джоконда"
Из предложенного ряда выберите характеристики, которые соответствуют вашему представлению о Леонардо да Винчи. Обоснуйте выбор примерами.
Учёный – исследователь
Изобретатель
Музыкант
Скульптор
Живописец
Архитектор
«Шоумен»
Комментариев нет:
Отправить комментарий