Тема раздела: «Художественная культура XX века»
Тема: «Зарубежная музыка 20 века». (в тетрадь)
«Давайте наш урок начнём с улыбки.
Ведь улыбка – вещь бесплатная, простая и понятная,
Смешная и приятная, доступная для всех.
Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся,
И силой наполняемся, дарующей успех».
20 век - время «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей», научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов – обусловил глубокие и серьёзные изменения в искусстве, определил новые и оригинальные пути его развития. С одной стороны, искусство 20 века – это отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого. С другой – это более чем смелые новации, эксперименты, не ограниченные какими бы то ни было рамками и условностями. Никогда ещё художник не был так свободен в своём творчестве. Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.
Какими только эпитетами не награждали музыку 20 века: «модернистская», «элитарная», «авангардистская», «дегенеративная», «буржуазная», «большевистско-пропогандисткая», «революционная», «попсовая». Разобраться в этом калейдоскопе определений не просто, поэтому обратимся лишь к самым значительным, ярким именам и явлениям музыкальной культуры 20 века, определившим её общий характер и основные пути развития.
Частая смена художественных направлений, течений и стилей открыла безграничные возможности для слушателей, удовлетворяя самые изысканные и самые непритязательные вкусы человека.
На первый взгляд может показаться, будто между музыкальным искусством XX в. и всех предшествующих столетий лежит пропасть - столь велики различия в звуковом облике произведений. Даже сочинения 10-30х гг. многим слушателям представляются очень сложными, резкими по звучанию, излишне напряжёнными.
На самом деле в XX в., как и в любые другие эпохи, музыка точно отражала эмоциональную и духовную жизнь людей. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым. Трагические повороты истории - войны, революции, тоталитарные режимы, появление ядерного оружия - не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения.
Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в.
Не менее важной оказалась для искусства и проблема самопознания личности. Научные разработки в области психологии, особенно в теории психоанализа (эта наука изучает подсознание, т. е. те стороны психики, которые не поддаются контролю разума), вызвали стремление проникнуть в потаённые глубины внутреннего мира человека. В музыку вошёл таинственный и странный мир снов, неосознанных желаний и инстинктов. Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка. Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Музыканты уже не ограничивались рамками мажора или минора, не ориентировались на семи звучный звукоряд конкретной тональности. Появилось понятие атональная музыка. Это музыка, в которой чёткая система тональностей на слух не определяется, а аккордовые созвучия (гармонии) связываются друг с другом свободно, без соблюдения строгих правил. Одновременно в XX столетии были изобретены новые способы организации звуков в произведении; использовались и европейские традиции, и традиции иных культур - китайской, индийской, африканской и др. Вместе с тем, выдвигая новые музыкальные принципы, 20 век с трудом преодолевал романтические тенденции, вновь и вновь искал опору в традициях старинной музыки барокко и классицизма.
Выдвинутый И.Стравинским лозунг «Назад к Баху!» лишний раз подтверждал прочность классических традиций в музыке. Но время смелых поисков и экспериментов уже диктовало новые пути развития музыкальной культуры.
Что же в сущности изменилось в музыке 20 столетия?
«Музыка модернизма» (в тетрадь)
Новое музыкальное мышление конца 19-начала 20 в. «выстраивалось» в русле модернизма и развивалось параллельно с изобразительным искусством, литературой, театром и кино. На целое десятилетие модерн определил лицо эпохи и дал ряд гениальных сочинений, имеющих непреходящее значение.
Известный музыкальный критик Жан Кокто в манифесте «Петух и Арлекин» - заметки о времени обрушивался на принципы импрессионизма и очерчивал круг задач, стоящих перед композиторами нового времени:
«Хватит облаков, волн, аквариумов, наяд, ночных ароматов. Нам нужна музыка земная, музыка повседневности. Мы хотим музыки острой и решительной… Чтобы быть правдивым, нужно быть твёрдым…»
Композиторы начала века ответили на этот призыв по-своему…
Густаву Малеру – одному из талантливейших австрийских композиторов и дирижёров суждено было связать музыкальную культуру двух столетий. В своём творчестве он завершил этап романтизма и положил начало модернизму. В жанре симфонии он увидел безграничные возможности для экспериментов в области совершенствования формы и выражения наиболее существенных проблем своего времени. В симфонических произведениях он говорил о вечных проблемах бытия: жизни и смерти, хаосе и гармонии. Главный интерес композитора находился в сфере человеческой личности, которую он считал высшей ценностью мироздания.
Музыку Малера отличает глубокое сострадание и предельная искренность к каждому человеку.
Прослушивание фрагмента симфонии-контаты «Песнь о земле»
https://youtu.be/fMAQjhMf5AM
«Экспрессионизм в музыке» (в тетрадь)
От трагичной и одновременно просветлённой музыки Малера путь лежал к творческим поискам экспрессионизма. От латинского expressio – выражение, выявление. Новое направление в музыке первых десятилетий 20 века отражало трагические переживания и глубочайшие потрясения человека времён Первой мировой войны: страх отчаяние, одиночество, болезненную напряжённость. Основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг писал:
«Искусство – есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества».
Экспрессионизм сложился в Австрии и был представлен творческим содружеством Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. В историю музыки это содружество вошло под названием «новой венской школы». Творческие поиски композиторов привели к созданию собственной музыкальной системы, получившей название «додекафония». Сочинение подобной музыки нарушало традиционные представления о ладе и гармонии и представляло собой сложный процесс, когда композитор оперировал не столько темами и мелодиями, сколько созданными звуковыми формулами. Вот почему Шёнберг не раз уподоблял сочинение чисто умозрительному конструированию.
Экспрессионизм в музыке положил начало многим авангардистским течениям, в частности атональной музыке.
Шёнбергу принадлежит создание произведений почти во всех музыкальных жанрах: контаты, монооперы, оркестровых, фортепианных, хоровых сочинениях. Нацисты, пришедшие к власти объявили музыку Шёнберга «дегенеративным искусством», он эмигрировал в США.
Появление джаза.
В XX столетии в США появился новый вид музыкального искусства - джаз. Он возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки (значительную часть населения США составляют потомки африканских рабов). В основе джаза лежит импровизация. Джазовый импровизатор - это не композитор и исполнитель в одном лице, а особый тип художника. Он создаёт музыкальное произведение во взаимодействии с партнёрами по ансамблю, поэтому импровизация - это искусство игры, диалога, многостороннего общения на языке музыки. Смысл её заключается не в результате, а в процессе. Говоря об импровизации, можно провести аналогию с живым языком, на котором мы говорим. Импровизация - это музыкальная речь, которой также присущи "словарь" и "грамматические правила" - набор мотивов, интонаций и способов их сочетания. В совокупности все выразительные средства воспринимаются как стиль. Другая особенность джаза - сложный ритм, который берёт своё начало в африканской музыке. Ритм создаётся игрой на барабанах. Слуху европейца порой трудно уловить особенности строения и тончайшие вариации такой музыки, которая подчиняется определённым законам, главным из которых является полиритмия – одновременное сочетание двух или более различных ритмов.
Среди трёх или четырёх участников ансамбля есть ведущий исполнитель на барабане. Он выбирает определённый ритм, а другие (иногда несколько часов подряд) варьируют заданный ритм, противопоставляя ему свой ритмический рисунок. Задача каждого из исполнителей сводится к тому, чтобы не допустить повторов и совпадений в звучании инструментов и голосов вокальной группы. Хлопки в ладоши всех присутствующих объединяют возникающий диссонанс. Таким образом, при исполнении африканской музыки нет разделения на актёров и слушателей: обычно все участвуют в этом процессе.
Европейская и африканская народная музыка с её ритмической чёткостью и коллективной импровизацией составляют основу американской джазовой музыки.
Такие понятия как бибоп, модальный джаз, стиль кантри, музыка вестерн (запишите в тетрадь).
Прослушивание музыкального фрагмента из творчества Элвиса Пресли. https://youtu.be/9nykpuIqpr8
Развитие рок-музыки.
Во второй половине XX в. возникло новое явление художественной культуры - рок музыка (англ, rock music), или рок. Оно объединило музыкальное, поэтическое, сценическое и другие виды искусства. Рок музыке сложно дать однозначное определение. Это связано как с её постоянным развитием - появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием каких бы то ни было строгих правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность рок музыкантов. Каждое последующее рок поколение отвергало достижения предшественников, а представители разных направлений зачастую отрицали принадлежность друг друга к року. Поэтому любые определения рок музыки носят относительный, временный характер. Как музыкальное явление рок начал формироваться в 50х гг. в США. В той или иной степени на его развитие повлияли блюз, джаз, кантри др. Ведущая роль в этом процессе принадлежала блюзу - песенному и инструментальному фольклору афроамериканцев. С течением времени рок музыка включила в себя также черты многих других музыкальных традиций.
Становление рок музыки происходило в тесном взаимодействии с общественными движениями, от стаивавшими права молодёжи, расовое и социальное равенство, отказ от применения военной силы и т. д. Рок музыка способствовала разрушению расовых и социальных барьеров и во многом изменила мировоз зрение и образ жизни американцев и европейцев. Однако со временем рок в значительной степени утратил общественную значимость.
Первым направлением рок музыки, завоевавшим международную известность в середине 50х гг., стал рок н ролл (англ, rock'n'roll, от rock and roll - "раскачиваться и вращаться"). Рок н ролл - это прежде всего танцевальная музыка. Он представляет собой сочетание упрощённого и быстрого по темпу ритм энд блюза с музыкой кантри. Рок н ролл пользовался популярностью у американской молодёжи в 50х гг., но к концу десятилетия от ношение к нему изменилось. Первое поколение поклонников рок н ролла повзрослело, а многие звёзды по разным причинам покинули сцену.
В конце 50х гг. в Англии, куда увлечение рок н роллом пришло из США, появились собственные исполнители, музыку которых англичане назвали бигбит (англ, big beat - "большой бит"), или просто бит. Наиболее выдающиеся представители этого направления - группа "Битлз" (англ. The Beatles, от beat - "бит" и beetles - "жуки") (запишите в тетрадь)
Первоначально "Битлз" исполняли известные рок н роллы заокеанских кумиров, но вскоре обратились к сочинению собственных композиций. Мелодический дар ведущих авторов группы - Джона Леннона и Пола Маккартни позволил "Битлз" завоевать популярность в Великобритании, а впоследствии и во всём мире. Уже в 1963 г. влиятельная британская газета "Тайм" назвала Леннона и Маккартни "выдающимися английскими композиторами", а "Санди тайм" пошла ещё дальше, заявив, что они "самые великие композиторы со времён Бетховена". "Битлз" сумели найти собственный стиль в музыке, оркестровках, текстах, сценическом поведении и т. д. Новизна их музыкального мышления на целое десятилетие превратила группу из провинциального Ливерпуля в законодателей рок музыки, зало живших основы многих её течений, а их творчество - в одно из наиболее ярких явлений в культуре XX в.
Главная же заслуга "Битлз" - в том, что рок музыка, бывшая танцевальной и развлекательной, приобрела репутацию серьёзного искусства.
https://youtu.be/U_O1QKQCsGs
К концу 60-х годов возникло множество музыкальных направлений рок-музыки. Возросла роль импровизации, инструментальной музыки, увеличилось время исполнения композиций. Границы между направлениями рок-музыки весьма условны, так как творчество каждой из групп могло включать характерные особенности нескольких из них. Одним из таких направлений стал блюз-рок, вобравший черты фольклора (фолк-рок), классической музыки (арт-рок), джаза (джаз-рок).
Одним из ярких представителей блюз-рока стала группа «Роллинг Стоунз» (катящиеся камни). Лидео группы - Мик Джаггер.
Прослушивание фрагмента из творчества «Роллинг Стоунз» https://youtu.be/nrIPxlFzDi0
Н рубеже 60-70 веков складывается новое направление рок-музыки – хард-рок.
Какие музыкальные группы относятся к этому течению рок – музыки? (запишите в тетрадь). (Лед Зеппелин – свинцовый дирижабль, Дип Пёрпл – Яркий пурпур, Блэк Сэббат - чёрный шабаш)
В 70 годы хард-рок получил новый стиль - хэви-металл. Одним из жанров рок – музыки становится рок-опера – театрализованное представление с сюжетом, действующими лицами и декорациями. Выдающимся произведением этого жанра является рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера. Не меньшей популярностью пользуется и жанр мюзикла – музыкального произведения со «вставными номерами», придающими сюжету особую эмоциональную окраску.
https://youtu.be/2MIPDpeVxvc
https://youtu.be/MA4LEulT-t4
Какие мюзиклы вам известны? (запишите в тетрадь).
Так же во второй половине 70 годов развивается поп-музыка.
Какие исполнители этого направления зарубежной эстрады вы знаете? Об одном из них дома сделайте сообщение (запишите в тетрадь).
Задание: проработать конспект.
Тема: «Зарубежная музыка 20 века». (в тетрадь)
«Давайте наш урок начнём с улыбки.
Ведь улыбка – вещь бесплатная, простая и понятная,
Смешная и приятная, доступная для всех.
Когда мы улыбаемся, мы самоисцеляемся,
И силой наполняемся, дарующей успех».
20 век - время «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей», научно-технического прогресса и острых политических катаклизмов – обусловил глубокие и серьёзные изменения в искусстве, определил новые и оригинальные пути его развития. С одной стороны, искусство 20 века – это отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого. С другой – это более чем смелые новации, эксперименты, не ограниченные какими бы то ни было рамками и условностями. Никогда ещё художник не был так свободен в своём творчестве. Создавая картину мира, он получил реальную возможность ориентироваться на собственный вкус и пристрастия.
Какими только эпитетами не награждали музыку 20 века: «модернистская», «элитарная», «авангардистская», «дегенеративная», «буржуазная», «большевистско-пропогандисткая», «революционная», «попсовая». Разобраться в этом калейдоскопе определений не просто, поэтому обратимся лишь к самым значительным, ярким именам и явлениям музыкальной культуры 20 века, определившим её общий характер и основные пути развития.
Частая смена художественных направлений, течений и стилей открыла безграничные возможности для слушателей, удовлетворяя самые изысканные и самые непритязательные вкусы человека.
На первый взгляд может показаться, будто между музыкальным искусством XX в. и всех предшествующих столетий лежит пропасть - столь велики различия в звуковом облике произведений. Даже сочинения 10-30х гг. многим слушателям представляются очень сложными, резкими по звучанию, излишне напряжёнными.
На самом деле в XX в., как и в любые другие эпохи, музыка точно отражала эмоциональную и духовную жизнь людей. По сравнению с предшествующими столетиями темп жизни человека ускорился, её ритм стал более жёстким и напряжённым. Трагические повороты истории - войны, революции, тоталитарные режимы, появление ядерного оружия - не только обострили душевные противоречия, присущие людям во все времена, но и поставили человечество на грань уничтожения.
Именно поэтому тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX в.
Не менее важной оказалась для искусства и проблема самопознания личности. Научные разработки в области психологии, особенно в теории психоанализа (эта наука изучает подсознание, т. е. те стороны психики, которые не поддаются контролю разума), вызвали стремление проникнуть в потаённые глубины внутреннего мира человека. В музыку вошёл таинственный и странный мир снов, неосознанных желаний и инстинктов. Новое содержание требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка. Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Музыканты уже не ограничивались рамками мажора или минора, не ориентировались на семи звучный звукоряд конкретной тональности. Появилось понятие атональная музыка. Это музыка, в которой чёткая система тональностей на слух не определяется, а аккордовые созвучия (гармонии) связываются друг с другом свободно, без соблюдения строгих правил. Одновременно в XX столетии были изобретены новые способы организации звуков в произведении; использовались и европейские традиции, и традиции иных культур - китайской, индийской, африканской и др. Вместе с тем, выдвигая новые музыкальные принципы, 20 век с трудом преодолевал романтические тенденции, вновь и вновь искал опору в традициях старинной музыки барокко и классицизма.
Выдвинутый И.Стравинским лозунг «Назад к Баху!» лишний раз подтверждал прочность классических традиций в музыке. Но время смелых поисков и экспериментов уже диктовало новые пути развития музыкальной культуры.
Что же в сущности изменилось в музыке 20 столетия?
«Музыка модернизма» (в тетрадь)
Новое музыкальное мышление конца 19-начала 20 в. «выстраивалось» в русле модернизма и развивалось параллельно с изобразительным искусством, литературой, театром и кино. На целое десятилетие модерн определил лицо эпохи и дал ряд гениальных сочинений, имеющих непреходящее значение.
Известный музыкальный критик Жан Кокто в манифесте «Петух и Арлекин» - заметки о времени обрушивался на принципы импрессионизма и очерчивал круг задач, стоящих перед композиторами нового времени:
«Хватит облаков, волн, аквариумов, наяд, ночных ароматов. Нам нужна музыка земная, музыка повседневности. Мы хотим музыки острой и решительной… Чтобы быть правдивым, нужно быть твёрдым…»
Композиторы начала века ответили на этот призыв по-своему…
Густаву Малеру – одному из талантливейших австрийских композиторов и дирижёров суждено было связать музыкальную культуру двух столетий. В своём творчестве он завершил этап романтизма и положил начало модернизму. В жанре симфонии он увидел безграничные возможности для экспериментов в области совершенствования формы и выражения наиболее существенных проблем своего времени. В симфонических произведениях он говорил о вечных проблемах бытия: жизни и смерти, хаосе и гармонии. Главный интерес композитора находился в сфере человеческой личности, которую он считал высшей ценностью мироздания.
Музыку Малера отличает глубокое сострадание и предельная искренность к каждому человеку.
Прослушивание фрагмента симфонии-контаты «Песнь о земле»
https://youtu.be/fMAQjhMf5AM
«Экспрессионизм в музыке» (в тетрадь)
От трагичной и одновременно просветлённой музыки Малера путь лежал к творческим поискам экспрессионизма. От латинского expressio – выражение, выявление. Новое направление в музыке первых десятилетий 20 века отражало трагические переживания и глубочайшие потрясения человека времён Первой мировой войны: страх отчаяние, одиночество, болезненную напряжённость. Основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг писал:
«Искусство – есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества».
Экспрессионизм сложился в Австрии и был представлен творческим содружеством Арнольда Шёнберга, Альбана Берга и Антона Веберна. В историю музыки это содружество вошло под названием «новой венской школы». Творческие поиски композиторов привели к созданию собственной музыкальной системы, получившей название «додекафония». Сочинение подобной музыки нарушало традиционные представления о ладе и гармонии и представляло собой сложный процесс, когда композитор оперировал не столько темами и мелодиями, сколько созданными звуковыми формулами. Вот почему Шёнберг не раз уподоблял сочинение чисто умозрительному конструированию.
Экспрессионизм в музыке положил начало многим авангардистским течениям, в частности атональной музыке.
Шёнбергу принадлежит создание произведений почти во всех музыкальных жанрах: контаты, монооперы, оркестровых, фортепианных, хоровых сочинениях. Нацисты, пришедшие к власти объявили музыку Шёнберга «дегенеративным искусством», он эмигрировал в США.
Появление джаза.
В XX столетии в США появился новый вид музыкального искусства - джаз. Он возник в результате сплава традиций европейской и афроамериканской музыки (значительную часть населения США составляют потомки африканских рабов). В основе джаза лежит импровизация. Джазовый импровизатор - это не композитор и исполнитель в одном лице, а особый тип художника. Он создаёт музыкальное произведение во взаимодействии с партнёрами по ансамблю, поэтому импровизация - это искусство игры, диалога, многостороннего общения на языке музыки. Смысл её заключается не в результате, а в процессе. Говоря об импровизации, можно провести аналогию с живым языком, на котором мы говорим. Импровизация - это музыкальная речь, которой также присущи "словарь" и "грамматические правила" - набор мотивов, интонаций и способов их сочетания. В совокупности все выразительные средства воспринимаются как стиль. Другая особенность джаза - сложный ритм, который берёт своё начало в африканской музыке. Ритм создаётся игрой на барабанах. Слуху европейца порой трудно уловить особенности строения и тончайшие вариации такой музыки, которая подчиняется определённым законам, главным из которых является полиритмия – одновременное сочетание двух или более различных ритмов.
Среди трёх или четырёх участников ансамбля есть ведущий исполнитель на барабане. Он выбирает определённый ритм, а другие (иногда несколько часов подряд) варьируют заданный ритм, противопоставляя ему свой ритмический рисунок. Задача каждого из исполнителей сводится к тому, чтобы не допустить повторов и совпадений в звучании инструментов и голосов вокальной группы. Хлопки в ладоши всех присутствующих объединяют возникающий диссонанс. Таким образом, при исполнении африканской музыки нет разделения на актёров и слушателей: обычно все участвуют в этом процессе.
Европейская и африканская народная музыка с её ритмической чёткостью и коллективной импровизацией составляют основу американской джазовой музыки.
Такие понятия как бибоп, модальный джаз, стиль кантри, музыка вестерн (запишите в тетрадь).
Прослушивание музыкального фрагмента из творчества Элвиса Пресли. https://youtu.be/9nykpuIqpr8
Развитие рок-музыки.
Во второй половине XX в. возникло новое явление художественной культуры - рок музыка (англ, rock music), или рок. Оно объединило музыкальное, поэтическое, сценическое и другие виды искусства. Рок музыке сложно дать однозначное определение. Это связано как с её постоянным развитием - появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием каких бы то ни было строгих правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность рок музыкантов. Каждое последующее рок поколение отвергало достижения предшественников, а представители разных направлений зачастую отрицали принадлежность друг друга к року. Поэтому любые определения рок музыки носят относительный, временный характер. Как музыкальное явление рок начал формироваться в 50х гг. в США. В той или иной степени на его развитие повлияли блюз, джаз, кантри др. Ведущая роль в этом процессе принадлежала блюзу - песенному и инструментальному фольклору афроамериканцев. С течением времени рок музыка включила в себя также черты многих других музыкальных традиций.
Становление рок музыки происходило в тесном взаимодействии с общественными движениями, от стаивавшими права молодёжи, расовое и социальное равенство, отказ от применения военной силы и т. д. Рок музыка способствовала разрушению расовых и социальных барьеров и во многом изменила мировоз зрение и образ жизни американцев и европейцев. Однако со временем рок в значительной степени утратил общественную значимость.
Первым направлением рок музыки, завоевавшим международную известность в середине 50х гг., стал рок н ролл (англ, rock'n'roll, от rock and roll - "раскачиваться и вращаться"). Рок н ролл - это прежде всего танцевальная музыка. Он представляет собой сочетание упрощённого и быстрого по темпу ритм энд блюза с музыкой кантри. Рок н ролл пользовался популярностью у американской молодёжи в 50х гг., но к концу десятилетия от ношение к нему изменилось. Первое поколение поклонников рок н ролла повзрослело, а многие звёзды по разным причинам покинули сцену.
В конце 50х гг. в Англии, куда увлечение рок н роллом пришло из США, появились собственные исполнители, музыку которых англичане назвали бигбит (англ, big beat - "большой бит"), или просто бит. Наиболее выдающиеся представители этого направления - группа "Битлз" (англ. The Beatles, от beat - "бит" и beetles - "жуки") (запишите в тетрадь)
Первоначально "Битлз" исполняли известные рок н роллы заокеанских кумиров, но вскоре обратились к сочинению собственных композиций. Мелодический дар ведущих авторов группы - Джона Леннона и Пола Маккартни позволил "Битлз" завоевать популярность в Великобритании, а впоследствии и во всём мире. Уже в 1963 г. влиятельная британская газета "Тайм" назвала Леннона и Маккартни "выдающимися английскими композиторами", а "Санди тайм" пошла ещё дальше, заявив, что они "самые великие композиторы со времён Бетховена". "Битлз" сумели найти собственный стиль в музыке, оркестровках, текстах, сценическом поведении и т. д. Новизна их музыкального мышления на целое десятилетие превратила группу из провинциального Ливерпуля в законодателей рок музыки, зало живших основы многих её течений, а их творчество - в одно из наиболее ярких явлений в культуре XX в.
Главная же заслуга "Битлз" - в том, что рок музыка, бывшая танцевальной и развлекательной, приобрела репутацию серьёзного искусства.
https://youtu.be/U_O1QKQCsGs
К концу 60-х годов возникло множество музыкальных направлений рок-музыки. Возросла роль импровизации, инструментальной музыки, увеличилось время исполнения композиций. Границы между направлениями рок-музыки весьма условны, так как творчество каждой из групп могло включать характерные особенности нескольких из них. Одним из таких направлений стал блюз-рок, вобравший черты фольклора (фолк-рок), классической музыки (арт-рок), джаза (джаз-рок).
Одним из ярких представителей блюз-рока стала группа «Роллинг Стоунз» (катящиеся камни). Лидео группы - Мик Джаггер.
Прослушивание фрагмента из творчества «Роллинг Стоунз» https://youtu.be/nrIPxlFzDi0
Н рубеже 60-70 веков складывается новое направление рок-музыки – хард-рок.
Какие музыкальные группы относятся к этому течению рок – музыки? (запишите в тетрадь). (Лед Зеппелин – свинцовый дирижабль, Дип Пёрпл – Яркий пурпур, Блэк Сэббат - чёрный шабаш)
В 70 годы хард-рок получил новый стиль - хэви-металл. Одним из жанров рок – музыки становится рок-опера – театрализованное представление с сюжетом, действующими лицами и декорациями. Выдающимся произведением этого жанра является рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера. Не меньшей популярностью пользуется и жанр мюзикла – музыкального произведения со «вставными номерами», придающими сюжету особую эмоциональную окраску.
https://youtu.be/2MIPDpeVxvc
https://youtu.be/MA4LEulT-t4
Какие мюзиклы вам известны? (запишите в тетрадь).
Так же во второй половине 70 годов развивается поп-музыка.
Какие исполнители этого направления зарубежной эстрады вы знаете? Об одном из них дома сделайте сообщение (запишите в тетрадь).
Задание: проработать конспект.
Комментариев нет:
Отправить комментарий