Страницы

"Культура и внешний лоск — совершенно разные вещи". / Ральф Эмерсон /

06.04.20

Тема раздела: «Художественная культура XX века»

Тема: «Мастера русского авангарда». 

Хорошего Вам дня, ребята!

Мы с вами продолжим изучение художественной культуры XX столетия. 
И сегодня познакомимся  с понятием "авангард", жизнью и творчеством художников русского  авангарда.

"Новая форма рождает новое содержание.
Искусство всегда было вольно от жизни,
и на цвете его никогда не отражался цвет
флага над крепостью города". / В. Шкловский /

Когда соприкасаешься с искусством начала XX века, диву даёшься: как многообразно оно и интересно! Конечно, хочется свести все существующие направления в целостную систему, чтобы легче было определять место того или иного художника в мировой культуре. Увы, это не всегда возможно: направления тесно переплетаются, а художники, оказывается, творили, выходя за рамки провозглашённой ими же самими теории.

Новое качество живописи не отвергало прошлой художественной культуры; просто на дереве искусства, как говорил Кандинский, выросла новая ветка, которая не отрицала всего дерева, а прибавляла к его цветению новые оттенки.

Русский авангард – одно из течений модернистского искусства, получившее развитие в начале 20 века. Главная отличительная черта этого направления – подчеркнутая полемичность, острое противопоставление новых традиций прежним.

Эту особенность выражает само название  направления: слово «avant» означает «впереди», а слово «garde» – «охрана». Для авангардизма характерно отрицание всех устоев, на которых зиждилось искусство ранее, это направление отрицает какое-либо проявление преемственности художественных традиций.

Русский авангард характеризовался сочетанием традиций русского искусства и приемов западноевропейской живописи. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм.

Художники - абстракционисты стремились к тому, что искусство стало отвлеченным. Художественные образы должны вызывать определенный ряд ассоциаций, поэтому особую роль в создании любого полотна играют формы и цвет. Основоположником и основным представителем этого течения стал В. Кандинский. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.

Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А. Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой.

Стремление заставить искусство служить не отвлеченным идеям, а производству, техническим достижениям стало основой конструктивизма. Наиболее полно идеи этого направления выражались в архитектуре, в живописи основными представителями конструктивизма стали Э. Лисицкий и В. Татлин.

Переходным явлением, послужившим основой для многих других течений русского авангарда, стал кубофутуризм. Это направление соединило в себе традиции итальянского футуризма и французского кубизма. О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, Н. Гончарова, А. Экстер, К. Малевич в определенный период своего творчества работали в духе кубофутуризма. Эти работы были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения.

Если бы русский авангард не постигла разрушительная трагедия 30-х годов, возможно, совсем другой была бы картина современного мирового искусства, испытавшего в 20-е годы сильнейшее воздействие новой русской живописи.

"Центр тяжести по искусству, - писал П. Филонов, - переместился в Россию". Опыт ведущих мастеров Франции уже не мог помочь - русские художники затронули пластические проблемы, впервые возникшие в искусстве, и их нужно было решать самостоятельно.

Новое качество живописи не отвергало прошлой художественной культуры; просто на дереве искусства, как говорил Кандинский, выросла новая ветка, которая не отрицала всего дерева, а прибавляла к его цветению новые оттенки.

В 1917 год русское искусство вошло в изобильном многообразии направлений - от угасавшего передвижничества, потерявшего лидерство "мира искусства" до полных сил самых разных левых течений. Художники-новаторы решили, что социальный переворот продолжает, начатую ими в искусстве революцию, что это их революция и пришел их час, встать во главе художественных процессов в молодой республике.

- Авангардизм (фр. передовой + отряд) - название ряда течений в искусстве 20 века, порывающих с существующими нормами и традициями реализма. Авангардисты рассматривают искусство как особую, лишенную социальной значимости эстетическую сферу, постоянно экспериментируют в поисках новых форм.

Лозунг авангарда:
Новаторство во всех областях искусства.
Наивная вера художников в наступление особого и необычного исторического времени – эра чудо-техники, способной изменить отношения людей друг с другом и с окружающей средой. 
Отказ от норм классического изображения, деформация форм, экспрессия. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя.

Русский авангард. Начало русского авангарда.
- История русского авангарда начинается с 1910 года. Русские художники усваивали европейские традиции, но и создали свой национальный стиль. Древнерусская иконопись, народные лубочные картинки, примитивизм детских рисунков помогали им создавать новую художественную реальность.

- «Русский взрыв… был вполне закономерен и исторически оправдан» (Д. В. Сарабьянов). В конце 1910 года в Москве устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 года под этим названием организовали общества, просуществовавшее до 1917 года, и проводили выставки с участием русских и иностранных художников. Художники и поэты дразнили публику, «бубновые валеты» выражали свой протест против художественного застоя. Художники возвращали живописи способность пользоваться Толькой её присущими свойствами – цветом, линией, пластикой. Они увидели красоту в самой поверхности холста. Интерес к предмету, к массе, к объему, вылепленному цветом и красочным «тестом» – все это сделало популярным жанр натюрморта. Пейзажи, портреты русских авангардистов становились чем – то близким натюрморту. «Бубновые вылеты» не стремились к монументальности, к фреске, используя в лучшем случае форму панно, сближая его с вывеской. Все эти устремления соединяются с темпераментной стихийностью, с азартным напором, с уличной громогласностью – все это типично для русского авангарда.

Запись в тетради: Русский авангард.
Эксперименты с формой (примитивизм, кубизм) сочетались в творчестве представителей авангарда с поисками новых "ритмов времени". Стремление воссоздать динамичность предмета, его "жизнь" в разных ракурсах.
Основные представители и их работы:
Василий Васильевич Кандинский (1866-1944)
• "Дома в Мурнау на Обермаркте",
• "Импровизация Кламм", "Композиция VI",
• "Композиция VIII", "Доминирующая кривая".

Павел Николаевич Филонов (1883-1941)
• "Крестьянская семья", "Победитель города",
• "Иллюстрация к книге Велимира Хлебникова",
• "Формула империализма",
• "Формула весны".

Казимир Северинович Малевич (1878-1935)
• "Цветочница", "Дама на остановке
• Трамвая", "Корова и скрипка", "Авиатор",
• "Супрематизм", "Косарь", "Крестьянка",
• "Чёрный супрематический квадрат".


Особенности русского живописного авангарда

Первые выставки «Бубнового валета» стали свидетелем того, что русская живопись начала вхождение в полосу авангардного движения, которое развернулось в 1910 – 1920 –е годы. Оно становится программным, проектным, сопровождается манифестом или устной декларацией, подкрепляется теоретически, без чего авангард не существует. В писаниях авангардистов слышны отзвуки современных им научных открытий или философских концепций. Научные предположения выглядят наивными иногда, но этот недостаток восполняется в самом творчестве, где интуиция выступает на первый план и ставит художественный образ на уровень новейших научных открытий. Вырабатывается тип художника, как бунтаря, протестанта. Качеством русского авангарда является отрицание традиций предшественников. Еще одним из главных отличительных особенностей является следующее: произведение искусства создает новую реальность.

Художники вступали в мир неведомый. Их образы – реальность вторичная или реальность идеальная. В ней на совершенно особый маневр построены взаимоотношения частей вселенной и мелких явлений и вещей, находящихся в кругу представления человека. Особенностью является также его многоликость. Фамилии нескольких авангардистов - Кандинский, Ларионов, Гончаров, Малевич, Татлина, Матюшин - чтобы понять, что каждый из них самостоятелен, независим, и неповторим.

При всем своеобразий и известных достоинствах русской жи¬вописи ХVIII-ХIХ вв. ее представителей нельзя определить как новаторов. Авангард, был для русского искусства непривычен. Тем удивительнее стреми¬тельное формирование новаторской живописи.
Живопись шагнула к последнему слову художественного изобретательства.

Какую-то роль сыграл революционный порыв, которым была охвачена Россия в 1900-1910-е гг.
В ситуации революционного накала возможность художникам-авангардистам вкусить ра-дость отрицания всего того, что им непосредственно предшествовало.

В самом творчестве авангардистов, которые, выдвигая определенные идеи, доводили до крайней точки их реализацию. Такая тенденция характерна для Ларионова, Малевича, Татлина..

В России утопизм авангардного движения проявляется в отрыве от предшествующего опыта. Выражается в представлении о пути через искусство к идеальному новому миру.

Не случайно русские авангардисты вынашивали идею четвер¬того измерения, интересуясь идеями Ч. Г. Хинтона и П. Д. Успенского стараясь приноровить их учения к творческим целям.
Утопия авангарда сродни многим утопиям большой истории искусства. Самая крупная из них — утопия Ренессанса — столь сильно поразила человечество.

Человек, почувствовавший власть над миром и постигший вкус управления им, родился во времена Ренессанса. Авангард дал новую вспышку этой жажде власти, хотя, казалось бы, он словно возвращается туда, откуда вырвался Ренессанс. Но в своем порыве выдвигали новую — собственную идеальную концепцию миропорядка.

Для Малевича, Кандинского, Филонова процесс создания картины был приближен к таинству. Творец - художник уподоблялся божеству, становился личностью исключительной, по меньшей мере — «председателем земного шара» (как именовал себя поэт Велимир Хлебников).

В других европейских странах ранний авангардизм получил не столь разноплановое воплощение. Но даже самые великие из них — Пикассо или Брак — приближаются друг к другу, но их творческие концепции лежат не на таком большом расстоянии друг от друга, какое отделяет творчество Малевича от Татлина, Татлина от Филонова, а Филонова от Шагала.

На рубеже XIX и XX вв. в временном отрезке разворачивается ряд стилевых вариантов и идейно-художественных движений. Таким образом, до конца реализуется тот потенциал многообразия, который обязан своим происхождением скорее ситуации, чем традиции.

В России, пожалуй, как нигде, в 1910-е гг. сложилась ситуация, подходящая для самореализации.

Стали захлестывать волны того живописно - поэтического шторма, который готов был смыть с лица земли все прежние культурные институты.
За выставками, устроенными на балаганный манер, следовали диспуты, где разгорались жаркие споры. Художники и поэты предпринимали гастрольные поездки, стараясь разнести идеи и образцы нового творчества по городам и весям России.

Русская авангардная живопись вобрала в себя национальные традиции русской культуры.
- Русский авангард – явление уникальное в истории мировой культуры. Россия, начавшая осваивать новые художественные идеи, вышла на передовые позиции европейского искусства и стала одним из его признанных лидеров.
- Произведения русских художников – авангардистов занимают почетное место в экспозициях крупнейших музеев мира.

Деятели культуры об авангарде:

"Прямое назначение искусства - быть фактором эволюции интеллекта".

Павел Филонов, русский художник.
"Искусство существует для того, чтобы сделать видимым то, что скрыто".

Пауль Клее, художник.
"Форма, пропорции, разделение - все делается цветом; так обеспечивается цветоформа. Способность разделять - наивысшая, божественная. Необходим духовный труд для достижения качества, пропорций, деления цвета".

Владимир Стерлигов, русский художник.
"Оркестровка красок по принципам диссонанса, манипуляция цветами, как капсюлями с динамитом. Зрителям был брошен в лицо горшок с красками. Картины рычали и выли, название укрепилось за ними - "фовисты" (от французского - хищный, дикий): фиксация не осмысленных явлений, а неосознанных эмоций."

Домашнее задание: - ответить на вопросы:

- Какое искусство принято называть авангардом?
- Во что верили мастера русского авангарда?
- Почему отрицание традиций было необходимо мастерам авангарда?
- Сбылись ли их мечты об "искусстве будущего"?

https://youtu.be/CVb7gZlvV-g
https://youtu.be/WNkO7lQhcX8   

Комментариев нет:

Отправить комментарий